Одним из важнейших факторов успешного развития Компании на рынке является определение и реализация её стратегии развития. Для правильного реагирования на изменение рыночной ситуации, оптимизации работы компании и уверенного движения к намеченным целям, «Стример» проводит стратегические сессии, в результате которых глобальные цели, устанавливаемые руководством Компании, превращаются в план конкретных действий. В этом году планы развития на ближайшие годы обсуждались в средине марта, когда были подведены итоги 2016 года.

Стратегические сессии «Стримера» каждый год имеют разный формат, — это позволяет креативно подойти к сложным задачам и найти консенсус при взаимодействии между подразделениями. В этом году было выделено четыре ключевых вопроса, обсуждение которых проходило в рабочих группах по пять-шесть человек. Первая группа прорабатывала новую структуру коммерческого подразделения. Вторая обсуждала планы совместной работы с компанией Transec и вывод на рынок нового продукта — инновационного устройства для непрерывного мониторинга и очистки трансформаторного масла от механических примесей. В третьей группе рассматривалась оптимизация работы научно-технического подразделения и его взаимодействие с производством. В четвертой разрабатывалась стратегия дальнейшей работы по направлению индикаторов короткого замыкания (ИКЗ).

Общий тон работы задал генеральный директор «Стримера» Иван Житенёв: в начале первого дня он рассказал коллегам об общей стратегии компании, глобальных целях и ключевых проектах. Темы работы групп и распределение по ним участников были известны заранее, и лидеры рабочих групп подготовили доклады со своим видением вопросов, дав старт работе. В ходе стратегической сессии, длившейся два дня, участники рабочих групп горячо обсуждали планы реализации ключевых проектов, в конце лидеры групп представляли итоги работы своих команд. На этом обсуждение ключевых проектов не закончилось: было решено разработать детализированный план развития. Работа в группах продолжилась в рабочем режиме, и через месяц на обсуждение были представлены результаты работы.

Михаил Вагин представляет итоговые результаты работы группы

Михаил Вагин представляет итоговые результаты работы группы

В ходе обсуждений рабочие группы пытались найти пути разрешения различных проблемных вопросов и преград, с которыми сталкивается «Стример». Так, например, в ближайшем будущем в компании будет внедряться новая должность продукт-менеджера или менеджера по продуктам.

«С развитием компании мы столкнулись с тем, что нам нужны люди, которые хорошо знакомы с технической стороной наших устройств, — пояснила HR-директор Анна Лаптинская. — Дело в том, что помимо нашего основного продукта — молниезащиты линий электропередач, появляются дополнительные продукты, которые интересуют наших клиентов. У нас появились ИКЗ, УЗИПы, Transec, и чтобы выполнять план по финансовому росту, нам необходимо вносить их в портфель компании. Поэтому на наших продавцов легла более широкая миссия. Если раньше они должны были разбираться в молнии и в том, как молния влияет на электропередачу, то теперь сфер, которые мы охватываем, значительно больше. И мы хотим усилить команду бренд-менеджерами».

О своей работе на сессии рассказал и директор по стратегическому развитию Сергей Редькин: «По проекту индикаторов коротких замыканий мы проанализировали отчеты, которые у нас были сделаны по развитию мирового и российского рынков, посмотрели итоги работы за последние два года, а также обсудили имеющиеся проблемы и попытались нарисовать план дальнейших задач. Да, здесь у нас есть определенные трудности. Мы понимаем, что нам не хватает компетенции, чтобы двигаться дальше в этом направлении, поэтому нам надо искать партнеров и повышать свой уровень», — заметил он.

Сергей Редькин считает, что в этом году стратегическая сессия прошла успешно. И пускай осталось еще много белых пятен и вопросов, с которыми не удалось разобраться до конца, но, по его словам, это значит, что есть куда двигаться и есть чем заняться в будущем.

Такого же мнения придерживаются и другие участники сессии: опрос, проведенный по итогам, показал, что большинство сотрудников считают стратегическую сессию важным мероприятием в жизни компании и им было интересно слушать доклады коллег.

Преимущество стратегических сессий в том, что они позволяют за короткий срок активизировать имеющиеся ресурсы для решения важнейших задач компании и задают видение будущего предприятия. При этом ключевые предложения, звучащие в рамках дискуссий, имеют в дальнейшем практическую реализацию. Как рассказал исполнительный директор «Стримера» Александр Корнух, на одной из стратегических сессий, например, было принято решение о развитии коммерческой службы в несколько ином направлении, и эту задумку удалось успешно реализовать.

Мало того, стратегические сессии — это эффективный инструмент для генерации креативных идей и неожиданных решений. Благодаря тому, что в состав групп были включены сотрудники
разных подразделений «Стримера», появилась возможность взглянуть на обсуждаемые проекты с разных сторон.

Сергей Калачин обсуждает с коллегами план работы по продуктовому направлению

Сергей Калачин обсуждает с коллегами план работы по продуктовому направлению

«Например, в мою группу, которая обсуждала индикаторы короткого замыкания, входили как технические специалисты, так и люди совершенно из других сфер, — рассказала Анна Лаптинская. — Я как HR вижу в этом большую возможность. У нас в команде был руководитель IT-направления. Он знаком с ИКЗ не слишком детально. Сначала я переживала, что у него не будет возможности внести свой вклад в работу группы. Но в какой-то момент он помог нам быстро найти данные по продажам в специальной системе. Он дал нам статистику, которую мы сами не смогли бы найти. Считаю, что это очень здорово. Когда коллега, даже если не разбирается в одном вопросе, дает тебе ответ, который у тебя никогда бы не появился просто потому, что ты из другой сферы, — все это и позволяет сотрудникам быть сплоченной командой, в этом и заключается сила командной работы».

Основные итоги прошедшей стратегической сессии — что из запланированного было реализовано — будут подведены на следующем мероприятии. В настоящее время рассматриваются способы отслеживания результатов работы после дискуссий, чтобы представить их коллегам. «Теперь приблизительно раз в три месяца мы будем отчитываться внутри своего стратегического совета генеральному директору о том, как мы продвигаемся по выполнению стратегических задач, обозначенных во время сессии», — рассказала Анна Лаптинская.

Однако уже можно сказать, что одна из задач выполнена: план действий на краткосрочную и среднесрочную перспективу обозначен.

«Самый главный итог стратегической сессии в том, что мы смогли оцифровать наши желания. Мы постарались заглянуть не в ближайшее будущее, а в 2020 год, и понять — а чего мы хотим, — пояснил Александр Корнух. — Сколько мы хотим зарабатывать, в каких направлениях мы хотим работать, как мы видим «Стример» через три-четыре года. Нам в большей степени это удалось, потому что мы определили цифры, которые хотим получить в будущем».

Денис Ершов рассказывает коллегам свое видение взаимодействия научной службы и производства

Денис Ершов рассказывает коллегам свое видение взаимодействия научной службы и производства

По его словам, формат дискуссий и в дальнейшем будет меняться. «После того, как стратегические сессии стали более или менее системным мероприятием, ни одна не была похожа на предыдущую. Мы постоянно стараемся привнести что-то новое, пытаемся поменять формат, придумать какие-то новые возможности для коммуникации коллег, мы разделяемся на команды или, наоборот, работаем все вместе. Но пока сложно сказать, в чем конкретно будут изменения, потому что это живой процесс. Как правило, формат определяется за несколько месяцев до стратегической сессии, мы его доводим до коллег и начинаем работать», — заметил исполнительный директор.

Работа над развитием ключевых проектов, обозначенных на сессии, не останавливается в «Стримере» по сей день. В начале следующего года будет проведена некая ревизия того, что удалось сделать за этот год. И даны новые ориентиры на год следующий. Ведь эксперты отмечают, что регулярное проведение таких мероприятий как стратегические сессии помогает избежать компании остановки в развитии, сохранить и увеличить долю рынка, объем продаж и прибыль. И «Стримеру» безусловно есть над чем работать, учитывая амбициозные планы его руководителей.