Иван Вячеславович Житенёв

Иван Вячеславович Житенёв

26-27 января 2016 года состоялось одно из важнейших для «Стримера» событий — Стратегическая сессия-2016. При подготовке к мероприятию решено было сделать его выездным, так как данный формат уже показал свою эффективность на полугодовой встрече коммерческой службы прошлым летом. Тогда идея оправдала себя на все 100 процентов: обсуждать глобальные вопросы лучше всего вдали от офиса, чтобы можно было сосредоточиться на главном и не отвлекаться на разные срочные дела, звонки и встречи.

Январская стратегическая сессия во многом оказалась отличной от предыдущих. Во-первых, она проходила два дня. Предыдущий опыт показал, что прежде, чем обсуждать пути дальнейшего развития, надо понять в какой точке Компания находится сейчас, поэтому весь первый день посвятили отчетам за прошедший год и презентациям планов на грядущий.

Второе существенное изменение: эта встреча буквально проходила на двух языках. Учитывая активное движение в сторону завоевания зарубежных рынков, свободное общение на языке международного бизнеса должно стать в «Стримере» нормой. Конечно, пока уровень владения английским не идеален, тем не менее, многие сотрудники делают значительные успехи в этой области. Пока что на иностранный язык были переведены только сами презентации, их представление и обсуждение велось на русском, но в будущем планируется на таких встречах говорить только по-английски.

Еще одним важным отличием стал состав участников. На стратсессии впервые присутствовали руководитель швейцарского офиса Streamer International AG Джонатан Занбрешер, представители стратегического партнера Компании — ООО «АНТРАКС», независимый директор Компании Сергей Калачин, приглашенный в качестве модератора.

До стратсессии было проведено анонимное анкетирование руководителей подразделений. Иван Вячеславович Житенёв рассказал, что все это было необходимо для того, чтобы создать такую систему коммуникаций, когда каждый сможет высказать свое видение и получить обратную связь.

«Стратегия без тактики — это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии – это просто суета перед поражением».

Сунь Цзы

«Существует немало шуток о противостоянии теории и практики (или их взаимодействии — это зависит от точки зрения и подхода). Например, «теория учит нас смотреть далеко вперёд, а практика — себе под ноги». Воплощая научные изыскания, коммерциализируя идеи, «Стример» знает на собственном опыте, как стратегия превращается в тактику и как на практике работают теории. Это правильный и естественный путь. Конечно, как и любой путь к звёздам, он часто тернист и извилист. Но ещё до первого шага по этому пути, до формирования стратегических целей необходимо определить «звёзды» — горизонты и ценности, на которых и будут базироваться стратегические приоритеты и тактические действия. Успешные компании добиваются желаемого, потому что они четко знают, чего хотят. Видение мотивирует их, оно живет в их умах и сердцах. Именно с целью формирования общего видения, ценностей и приоритетов развития верхнего уровня в январе состоялась стратегическая сессия в новом для нас формате и с новыми участниками.

Стратегия успешной компании основывается на трёх базовых вещах: ценностях (то, какими мы себя воспринимаем, что нас отличает, что для нас важно), приоритетах (они диктуются сочетанием внутренних целей развития и внешней средой) и преимуществах (за счет чего мы можем быть лидерами). Определив для себя эти составляющие, сфокусировавшись на них, возможно планирование своего развития на 5-7 лет вперед. С учётом внешних обстоятельств и консервативности отрасли, в которой мы работаем, это оптимальный горизонт.

Приоритетами ближайших лет станут развитие новых, в том числе международных, рынков и построение Группы Компаний. В прошлом году у нас появился первый ценный опыт развития отношений с другой компанией в рамках формирования бизнес-группы. И мы, и они должны не растерять взаимного желания совместной деятельности и научиться делать это эффективно. Эффективность будет определяться тем, какой практический результат этого сотрудничества мы получим: и в финансовых показателях, и в степени эмоционального удовлетворения акционеров и сотрудников наших компаний.

В этом году Группа Компаний «Стример» будет включать уже три ранее независимые компании. Переговоры с «Грозозащитой» завершились успешно, есть все основания полагать, что от этого союза выиграют вся: мы усилим друг друга с точки зрения рыночных перспектив и обмена технологическими разработками.

В ходе стратегической сессии мы создали картину желаемого будущего, очерченной рамками реальности бизнес-мечты, в которой есть место для каждого из нас.

Когда я выступал перед коллегами в ходе нашей встречи, то выстраивал свое послание таким образом, чтобы оно звучало ответом: чье-то виденье я поддержал, а кому-то пояснял, почему компания идет в том, а не ином направлении, какие факторы на это влияют и почему. Надеюсь, что многие мои коллеги услышали ответы на свои вопросы. Где-то поддержку, где-то обоснованное несогласие, где-то похвалу за интересную идею. Руководители верхнего уровня должны думать о будущем, и я вижу, что доля таких людей становится все больше и больше, они искренне и со всей душой вовлечены в то, что будет с Компанией и как она будет развиваться».

В самом начале сессии Сергей Калачин задал нужный настрой, прочитав лекцию об управлении изменениями (change management), поэтому понимание того, что Компания и сотрудники должны меняться для соответствия амбициозным целям, помогало правильно направить дискуссии и конструктивно принимать пожелания коллег к формированию будущих целей развития каждой из функций Компании. Во второй день участники разделились на четыре группы, чтобы обсудить и найти решение для основных текущих стратегических вопросов в Компании. Их определили так: «Вопросы взаимодействия Наука–Коммерческая служба», «Вопросы взаимодействия Наука–Производство», «Вопросы планирования» и «Развитие группы компаний». Группы формировались по принципу наибольшей осведомлённости о проблеме и возможности влияния на ее решение.

Сергей Калачин предложил использовать в обсуждениях диаграмму Исикавы, или причинно-следственную диаграмму (иногда ее называют диаграмма «рыбья кость»). Разбирая проблему буквально «по косточкам», можно дойти до ее сути и найти решение. Такой подход показал свою результативность: каждая группа смогла предложить конкретный план действий, который будет реализовываться в течение года. Итоги своей работы группы оформили в виде таблицы RACI с указанием исполнителя (Accountable), ответственного (Responsible), консультантов (Consulted) и всех тех, кто должен будет извещено выполнении всех задач плана (Informed). Важно было и то, что решение проблемы не навязывалось сверху, целью такого подхода стала возможность найти его самостоятельно и, что самое главное, нести за него ответственность.

Непредвиденные обстоятельства в виде сильного снегопада, оборвавшего линии электропередачи, преподнесли участникам еще один сюрприз. Генераторы коттеджного поселка не справлялись с нагрузкой и периодически обсуждения продолжались в темноте. HR-директор Анна Лаптинская поделилась своими впечатлениями: «Неожиданно стратегическая сессия стала для нас еще и тимбилдингом. В суровых условиях, когда время от времени пропадал свет и становилось ощутимо холодно, наши сотрудники проявили свой характер. Все были спокойны и настроены на работу. Родилось немало шуток о нашей морозоустойчивости. Удивительно и приятно, что даже отключение электричества не остановило нас в нашем желании понять, куда мы идем. В этот раз после каждого доклада люди задавали очень много вопросов, все были вовлечены в процесс и хотели узнать, что стоит за разными цифрами и фактами. Это показатель того, что нам не все равно, что происходит в Компании и каким будет ее будущее».

Директор международного офиса Джонатан Занбрешер рассказал, что ему было очень интересно услышать своих российских коллег. Он поблагодарил за приглашение на стратегическую сессию и особо отметил, что для него важно быть вместе с командой. По его мнению, в этом есть устойчивый знак, что «Стример» без преувеличения можно называть международной компанией.

Стратегия

Стратегия развития продукта

На российском рынке

1. Сохранение лидирующих позиций на рынке молниезащиты ВЛ 6-10 кВ

2. Вывод на рынок продуктов на более высокие классы напряжения ВЛ

3. Активный выход на рынок оборудования по мониторингу состояния линий электропередачи

4. Активный выход на рынок оборудования защиты от негативных воздействий по низковольтной стороне

На международных рынках

1. Проникновение на рынок Китая

2. Выход на другие растущие рынки

3. Сотрудничество в области R&D (международные центры в составе России, Европы, Китая)

Стратегия горизонтальной диверсификации

Мы готовы диверсифицировать наш бизнес в рамках энергетической отрасли (не только в области молниезащиты ВЛ). Нас интересуют компании:

— разработчики энергетического оборудования, обладающего высокой интеллектуальной составляющей;

— близоские к технологии «Стример». Общая клиентская база является существенным преимуществом.

Стратегия интегрированного роста

В перспективе предложение комплексного пакета услуг для электроэнергетики (и в РФ, и на мировых рынках), таких, как проектирование, монтаж, сопровождение или R&D на заказ.

Тактика

Общие планы компании на 2016 год

Две важнейшие задачи: выход на рынок иных классов напряжения и выполнение плана продаж.

1. «Стример» сегодня является лидером в сегменте защиты линий 6-35 кВ, и есть определенные заделы на более высокие классы напряжения. Научно-техническое подразделение Компании взяло на себя обязательство разработать ряд устройств, которые будут
востребованы на рынке.

2. Как показал прошлый год, первое полугодие наиболее сложное, подверженное влиянию сезонности продаж. Поэтому будет уделено особое внимание выполнению плана продаж и поддержке коммерческого подразделения.

Международное развитие

Выход на рынки Китая и поиск партнеров, которые помогут организовать производство, станет ключевой задачей на зарубежных рынках.

Продолжим сотрудничество с университетами и исследовательскими центрами других стран в области научной деятельности.

Производство

Планируем в общем увеличить объемы производства на 15-20%. Этому будет способствовать продолжение модернизации. В частности, благодаря новому современному оборудованию на участке вулканизации можно будет улучшить технологию и качество производства изделий из МКС и существенно упростить различные операции.

Наука

В этом году планируем закончить разработку разрядной камерой, над которой работают российские и зарубежные ученые.

«На данный момент международный рынок — это одно из наиболее приоритетных направлений для компании «Стример». В прошлом году мы начали реализовывать новые возможности и получили опыт в продвижении на зарубежном рынке решений, которые не являются для нас типовыми. Достойные результаты мы смогли получить благодаря успешному сотрудничеству с нашим стратегическим партнером — компанией «АНТРАКС». Помимо этого, мы задумываемся о привлечении иностранных технологий. Существует понимание того, что данные решения в дальнейшем «Стример» сможет адаптировать и предложить энергетикам разных стран.

Для нас очень важно поддерживать связь с зарубежными партнерами, а также привлекать к нашей деятельности иностранных ученых. Такой обмен опытом способен привнести новые, перспективные идеи в научную деятельность, что является залогом дальнейшего развития важнейших стратегических целей компании. В продолжение этой темы хотелось бы отметить, что в V конференции по молниезащите, которая пройдет уже в мае, согласились принять участие выдающиеся деятели научного сообщества, специализирующиеся в области защиты от грозовых перенапряжений.

Несколько лет назад, когда мы начали говорить о стратегическом развитии Компании, мы приняли концепцию горизонтальной диверсификации, причем это касалось не только России, но и международного направления. В то время вопрос, касающийся коммуникаций, представлял для нас определенную сложность. Сейчас очевидно, что проблема успешно преодолена и нам предстоит решать новую глобальную задачу. Как показала практика, на любом зарубежном рынке мы новички, которые имеют лишь базовые знания о нём. Например, китайский рынок похож на российский, но имеет колоссальное количество особенностей, о них мы узнаем почти каждый день и стараемся оперативно реагировать».

Александр Корнух
Исполнительный директор ОАО «НПО «Стример»