Юридическая служба ОАО «НПО «Стример» – небольшой коллектив, в котором воедино сходятся опыт, доброжелательность, точность, оперативность и безупречное знание законов и корпоративной этики
Юридическое пополнение
Самостоятельная юридическая служба Компании «Стример» возникла в 2009 году, когда произошёл большой рывок в развитии фирмы. До этого всё было достаточно спокойно – компания понемногу развивалась, и работа крутилась вокруг заключения стандартных договоров.
В 2009 году с избранием генеральным директором Ивана Вячеславовича Житенёва многое изменилось. Началась интересная, насыщенная, не будет преувеличением сказать – сумасшедшая по энергетике работа. Появились «внешние» заказы на научно-исследовательские работы, отдельная коммерческая служба, началось более активное продвижение товаров на рынок. Вскоре возникла потребность сформировать штатную юридическую службу, и развитием нового направления занялась профессиональный юрист Юлия Цапина.
– В 2009 году юридическая служба состояла только из меня одной. Но вскоре я поняла, что нагрузка очень большая и мне нужна помощь, – говорит Юлия Александровна. – Тогда в компанию решили пригласить юриста менее широкого профиля, чем мой, который бы занимался обслуживанием корпоративных отношений. Это очень важное, ответственное, кропотливое направление, включающее в себя оформление протоколов Собраний акционеров и Совета директоров, взаимодействие с различными государственными органами по поводу регистрации юридических лиц. То есть, это работа не по договорам, а в сфере ценных бумаг, организации фирмы, документирования отношений.
У Ирины Егоровой, одной из кандидаток на новую должность, был и необходимый опыт, и желание работать по данному направлению. Сегодня, кроме работы с акционерами, она занимается внешнеэкономической деятельностью.
Тем не менее, текущей работы всё равно осталось много, и стали искать ещё одного сотрудника в службу – на этот раз помощника для Юлии Александровны. Так в Компании появилась Александра Шабанова – молодая, перспективная, свежеиспечённая выпускница бакалавриата юрфака СПбГУ, не боящаяся сложной и требующей максимальной концентрации работы помощника руководителя юридической службы.
— Именно так: нам был нужен юный сотрудник, который бы, возможно, не обладал большим опытом работы. Отсутствие опыта – не проблема, мы готовы делиться знаниями и умениями. Но мне хотелось, чтобы новый сотрудник подхватил текущую работу. Так появилась Саша. Она подаёт большие надежды и очень помогает мне, – отмечает Юлия.
В этом году Александра завершает обучение в магистратуре по специальности «Предпринимательское право» и пишет диплом по правовому режиму патентов. Тема диплома основана на том, чем она занимается в «Стримере» уже два с половиной года.
— Получилась удивительная просто история: ещё на втором курсе у меня появилась идея – почему бы не заняться авторским правом? А спустя некоторое время в «Стримере» открылась вакансия… В то время я как раз искала работу, и это было моё то ли третье, то ли четвёртое собеседование. Считаю, что это – судьба: я занимаюсь тем, чем всегда хотела заниматься, и даже рутина не вызывает у меня скуки, потому что мне практически всё в работе в радость, – уверена Александра. – Обычно я быстро «загораюсь», но и быстро «остываю», но работа в Компании настолько разноплановая, что просто не позволяет мне «остыть». Каждый день – новые задачи: то нужно писать письма контрагентам на английском языке и составлять обычные договоры, то заниматься патентами и согласованием текущей договорной деятельности, прекращением права на земельные участки – это вообще пока единичные сделки в городе.
Часто руководители и сотрудники признаются, что в маленьком коллективе, где на каждого возложено много задач, и атмосфера лучше, и работа спорится. А вот недопонимание, обиды и интриги сходят на нет. Наша юрслужба с этим полностью согласна:
– При нашем темпе работы такое непонимание между сотрудниками просто невозможно, – смеётся Александра.
Многопрофильное дело
Что отличает работу корпоративного юрисконсульта от работы юриста узкой специализации, так это то, что он отвечает сразу за всё – от А до Я. Юристы занимаются всем сразу: здесь вам и патенты, и недвижимость, и НИОКР, и обычные договоры на строительство, и на закупку материалов – всё вместе и всё требует индивидуального решения.
Александра: Но за счёт этого – не скучно.
Юлия: Точно, никогда не бывает скучно.
Профиль, как признаются сами юристы, дальше расширять некуда: их служба действительно универсальна. С плюсами и, может быть, некоторыми минусами. Но, по мнению руководителя, разводить юридическую службу в 10 человек, где каждый будет отвечать только за свой участок работы, означает как раз потерять гибкость, столь востребованную в работе корпоративного юриста.
В связи с разносторонней деятельностью сотрудникам юридической службы совершенно необходимо такое качество, как многозадачность. Это личная черта и профессиональная одновременно.
– Нужно уметь переключаться мгновенно с одного на другое, потому что ты только погрузишься в решение какой-то задачи, и тут же, в одну секунду возникает срочное дело совершенно другой направленности, и необходимо быстро переориентироваться и решить все текущие вопросы. Мне кажется, многозадачность – одно из основных наших качеств, – уверена Александра.
– А для меня в работе крайне важна психологическая поддержка нашего руководителя Юлии Александровны. Она создаёт атмосферу, в которой приятно работать и решать любые задачи. Я думаю, каждый сотрудник нашей Компании прочувствовал её душевную теплоту, – добавляет Ирина.
Контрафакт для пользы дела
В прошлом году «Стример» столкнулся с тем, что изделия, которые мы производим и на которые у нас есть патенты, подделываются нечестными конкурентами. Завязалась судебная борьба, которая продолжается и по сей день. Разумеется, юридической службе в ней отведена ведущая роль.
Юлия: История с контрафактом дала юридической службе бесценный опыт: теперь мы убедились на собственном примере, насколько важно выстраивать в бизнесе максимально осторожные отношения. А в плане профессионального опыта – я лично до этого никогда не была в суде. За многие годы существования Компании мы ни разу не доходили до выяснения отношений в суде – всё удавалось улаживать в досудебном порядке. Эту ситуацию в мирном порядке разрешить не удалось и, может быть, не очень хочется: здесь нужно дойти до конца и показать потребителям нашей продукции, что мы за свои права готовы биться до последнего.
Теперь юридическая служба проходит всё не по учебникам, а в режиме реального времени: успешно, но медленно – таковы особенности патентного законодательства.
– Наши коллеги, патентные поверенные, эксперты, говорят, что это ещё нормально – за рубежом такие процессы длятся годами. Схема такова: заседание идёт 20-30 минут, во время него стороны обмениваются своими аргументами, просят провести какие-нибудь дополнительные действия. И судья говорит: встретимся через месяц, – описывает Юлия ситуацию. – Через месяц снова приходим – с практически теми же аргументами. Дело в том, что для наших судей это слишком
новая отрасль права, им пока сложно во всём разобраться. Нашим оппонентам как раз это и нужно. Их задача – тянуть время, и, к сожалению, пока у них это получается.
Вовлеченность, ответственность и открытость
Кроме самого главного качества – многозадачности, – сотрудницы юридической службы выделили ещё несколько, помогающих им работать с большой отдачей и результатами:
Вовлечённость.
– В компаниях, бывает, есть такое мнение: любая официальная бумага, написанная в организации, вплоть до простого письма или приказа, должна выйти из юридической службы. По идее, документ должен составлять тот, кто работает с этой задачей, с этим контрагентом, наше же дело – проверить договоры и другие документы с точки зрения соблюдения закона и интересов Компании, – объясняет Юлия. – Иногда же выходит так, что сотрудники других подразделений просят нас самих составлять эти документы, но это же их фронт работы, они знают дело во всех тонкостях, и кто лучше них напишет? С другой стороны, мы должны быть вовлечены в работу ВСЕЙ КОМПАНИИ. Юрист ценен тем, что к нему идут посоветоваться, и нужно делать шаги навстречу, всегда отвечать. Это выгодно и с практической точки зрения: если с нами не проконсультируются, и в итоге проскользнёт ошибка, то мы же будем её расхлёбывать. Так что желательно не допускать такую ситуацию.
Ответственность и открытость.
– Я считаю, что ответственность – это не просто соблюдение сроков подготовки документов и решений. У юриста должно быть целостное видение ситуации, которое достигается открытостью, контактом со всеми подразделениями. Это необходимо для того, чтобы принятые решения отражали истинные запросы Компании, – уверена Ирина.
Гибкость.
Александра: Я не всегда гибка в общении с людьми. Бывает, я уверена: всё должно быть так, как я себе представляю идеально. Так что мне нужно учиться находить общий язык абсолютно с каждым, и я этому учусь у Юлии Александровны на 100 %, потому что вижу, что в каких-то ситуациях у неё тоже всё внутри кипит, но она умеет не довести ситуацию до конфликта и одновременно найти решение проблемы. Я этому учусь, это – важное качество.
Юлия: Наверное, в характере гибкость у меня есть изначально, но ещё тут добавляется чёткое понимание того, что наша Компания вырастала из маленькой фирмы, где отношения были очень близкими, тесными, такая была «фирма-семья», сообщество людей, которые понимают друг друга, работают без глобальных конфликтов и «тайн мадридского двора». Очень не хочется это потерять. Мы к этому привыкли, и приятно слышать от новых сотрудников, что душевно, комфортно, приятно и тепло у нас.
Глобальные задачи
Юлия: У меня сейчас, наверное, какой-то глобальной цели нет. Есть желание больше структурировать свою работу, своё время, постараться всё успевать в течение рабочего дня. Может быть, это тоже достаточно большая задача. А в стиле работы мы глобально ничего менять не будем.
Александра: Личных целей у меня много, ведь я – молодой специалист, и мне нужно расти и расти – профессионально и личностно: и в нашем коллективе, и вообще как юристу. У меня много планов, и сложно их все озвучить сразу. Это и профессиональный рост, и постоянное самосовершенствование – точно главные задачи на ближайшие 10 лет.
Ирина: Передо мной стоит пока одна близкая цель – подготовить достойный годовой отчёт Компании и её аффилированных лиц за 2013 год. Я подхожу к делу творчески: каждый раз мне хочется сделать свою работу лучше, привнести в неё новизну, даже если речь идёт о регламентированных формах документов. Что касается моей постоянной задачи, то это – расширение профессиональных знаний. Законодательство в России подвижное, необходимо быть готовой к переменам. И ещё мне нужна решимость, чтобы вернуться к изучению английского языка. Это поможет мне приблизиться к моей давней мечте – ответственно заниматься международным частным правом.
Свободное плавание
Несмотря на напряжённый рабочий график, свободное время юридической службе выкраивать всё же удаётся, и проводят его все юристы по-разному, пересекаясь, пожалуй, в одном: в желании прожить эти свободные часы насыщенно и интересно.
Юлия: Свободное время провожу с детьми. Спортивных увлечений у меня нет. Специальных сильно личных тоже нет, пока дети не выросли. Мне интересно быть с ними, и как иногда просто посмотреть с ними мультики, так и что-то дать им, помимо школы, учёбы, провести время по-разному: и в театр сходить, и в музей, и на санках покататься. Получается, что развиваю их и сама узнаю много нового. Когда дети подрастут, буду думать, чем себя занять. Может быть, меня муж к спорту склонит, но пока я «сопротивляюсь». Говорю: ты у нас в семье отвечаешь за спорт, а я – за культурное развитие.
Александра: У меня есть спортивные увлечения – лыжи зимой, бег – в общем, по минимуму. Хожу в театр, в музеи, когда выдаётся возможность, зимой – больше, потому что летом мы, как правило, с друзьями находим более активные развлечения. Например, прошлым летом мы с другом на мотоцикле объехали половину Европы, доехали до Парижа. Путешествия и поездки – для меня лучший способ насыщенно провести свободное время.
Ирина: Время для отдыха нужно находить всегда: если хорошо отдохнёшь, то хорошо и поработаешь. Я стараюсь хотя бы два раза в год выезжать за пределы РФ. Я люблю и размеренные морские путешествия и активный, независимый отдых, например, в Европе. А дома меня ждёт моё «семейство» – абиссинская кошка. Утром и вечером мы с ней играем, и на игры тоже надо время, как бы это смешно ни звучало.
Юлия: Почему смешно звучит? Животные – не меньшая ответственность, чем дети. В каком- то смысле – и бОльшая. Мои дети всё просят завести кошку-собаку, но я отвечаю: нет, мне вас хватает!
Ирина: Она по мне очень скучает. Я, конечно, когда куда-то уезжаю, её отдаю родителям, но она всегда с нетерпением ждёт, когда хозяйка вернётся. У нас с ней такой тандем.
Юлия: Надо её к нам на работу!
Ирина: Она тут наведёт порядки – уверена, что ей понравятся бумаги и наша кухня! Ещё люблю подумать о вечном: я всегда нахожу время для духовного роста. Я считаю, что важно уделять время своей душе и расти над собой. У меня второе высшее образование психологическое, я серьезно увлекаюсь психологией, философией, читаю книги по этой тематике, изучаю характеры, общаюсь с интересными людьми. Ещё я бываю в театрах, люблю оперу, балет, посещаю музеи, временные выставки, хожу на концерты и интересуюсь всем, что питает мои эстетические потребности. Иногда встречаемся с друзьями в клубах, модных ресторанах, кафе. С детства занималась спортом, но всем понемногу – фигурным катанием, ходьбой на лыжах, плаванием, танцами. Во взрослом возрасте увлекалась большим теннисом. Сейчас иногда хожу на фитнес или в качалку, бегаю. Мне необходимо, чтобы была тысяча открытых проектов, к которым всегда можно вернуться. Люблю, когда всего много и можно выбирать по настроению. Так что я периодически занимаюсь то одним, то другим.
Юлия: Как это – периодически?
Ирина: То есть, сначала погружаюсь в новое дело с головой, потом отхожу на какое-то время, затем снова возвращаюсь.
Статья опубликована в печатной версии корпоративной газеты ОАО «НПО «Стример» LifeStream (март 2014 года).
Новые комментарии