ПИРМК

Осенью 2013 года «Стример» завершил крупный проект – создание полимерного мультикамерного изолятора-разрядника. Евгений ЕНЬКИН, научный сотрудник нашей Компании и технический руководитель проекта, рассказал о перспективах ПИРМК на рынке и о том, что нового привнесла в жизнь Компании разработка инновационного изделия.

Евгений ЕОт идеи – к воплощению

– Проект по созданию ПИРМК – один из самых масштабных и долгосрочных в Компании на сегодняшний день, – реализован. А с чего всё начиналось?

– Насколько я помню, непосредственно предложение о разработке ПИРМК прозвучало от Георгия Викторовича ПОДПОРКИНА, научного руководителя ОАО «НПО «Стример». К тому времени наша Компания уже несколько лет занималась созданием изоляторов-разрядников на основе стеклянных изоляторов. В какой-то момент пришло понимание, что мы в принципе способны объединить нашу МКС с полимерным изолятором, тем более что они сделаны из материалов, аналогичных по составу.

Следующими шагами стали составление технического задания на ПИРМК и подача заявки на получение гранта в Министерство образования и науки РФ, которое поддержало нашу инициативу. Нам дали грант, который, вместе с высоким уровнем ответственности каждого участника рабочей группы, позволил нам в сжатые сроки реализовать проект.

– Кто входил в рабочую группу проекта?

– Разработкой устройства занимался очень широкий круг сотрудников. Я назову имена тех, кто принимал наибольшее участие и нёс прямую ответственность за реализацию проекта. Также, пользуясь случаем, хотел бы искренне поблагодарить всех, кто вложил свои силы в выполнение задач, связанных с этим проектом, и заранее извинюсь, если занизил чей-нибудь вклад.

Руководство проектом взял на себя Александр КОРНУХ. Именно он сформировал рабочую группу, обеспечивал работу коллектива и занимался всей бюрократией (в хорошем смысле этого слова). Георгий Викторович ПОДПОРКИН – научный руководитель проекта. Я руководил техническими вопросами.  Ирина Алексеевна ПУЗЫРЕВА консультировала по этой работе, составила ТУ, полностью подготовила программы испытаний и оформляла отчёты в конце каждого этапа. Именно Ирина Алексеевна настояла на том, чтобы проведение испытаний стало непосредственно моей задачей. Я очень признателен ей за эту настойчивость, потому что самостоятельная работа подобного масштаба позволила мне серьезно вырасти – в профессиональном и личностном планах.

Лёша ЗАДОРИН, наш молодой специалист, растущий буквально на глазах, на которого я всегда могу положиться, активно помогал мне на всех этапах проекта.  Женя КАЛАКУТСКИЙ, заместитель технического директора, помогал составлять и редактировать отчёты. Рома ЗАЙНАЛОВ разрабатывал конструкторскую документацию. Ну и, конечно, испытатели – Владимир Евсеевич ПИЛЬЩИКОВ с командой, – проводили наши внутренние испытания.

Буквально год назад к нашей команде подключился Юрий Викторович КРЕТОВ. Он обладает большим опытом в области разработки полимерных изоляторов, у него есть обширные связи в этой отрасли. Юрий Викторович очень помог нам с закупкой комплектующих и в организации консультаций с производителями полимерных изоляторов.

– Испытания проходили в лаборатории «Стримера»?

– Не только. В нашей лаборатории мы в основном испытывали ПИРМК на гашение дуги сопровождающего тока. Остальные испытания проводились в крупнейших электротехнических лабораториях Санкт-Петербурга, Москвы, а также в Швейцарии и даже в ЮАР!

Шаг за Шагом

– Из скольких этапов состоял проект?

– Проект состоял из шести этапов, но это по форме. По сути же я бы разделил нашу работу на три больших этапа. Начальный этап включал в себя создание ТЗ, подачу заявки и предварительную работу по разработке конструкции МКС и ребра ПИРМК. Это было важным и сложным делом. Составляя ТЗ, мы имели лишь абстрактное представление о том, какими будут наши изделия. Ввиду отсутствия опыта разработки изоляторов некоторые цифры брали с «потолка», и, так как после заключения контракта менять их было нельзя, мы с ними прилично помучились через некоторое время.

Много сил ушло на разработку конструкции МКС, которая могла бы работать по требуемым параметрам в заданных габаритах ребра.

Второй этап включал в себя разработку конструкции и создание прототипов ПИРМК, их многократные испытания и проведение последующих модернизаций. Эту работу мы вели в течение года.

Последний этап – проведение приёмочных испытаний. На этом этапе мы создали необходимое количество опытных образцов и провели полный комплекс электрических, механических и климатических испытаний. Приёмочные испытания – очень ответственный процесс, у нас не было права на ошибку. Также была проделана большая текущая работа, которая невидимой нитью пронизала все этапы проекта. Я говорю о разработке всевозможных конструкторских документов, изготовлении пресс-форм и различных комплектующих, оснастки, разработке программы, методик испытаний и так далее.

Труды и дни

– С какими трудностями вы столкнулись при реализации проекта и как удалось их преодолеть?

– Нет трудностей и проблем – есть только задачи, которые нужно решать для достижения успешного результата. Поэтому поговорим о задачах.

Я впервые столкнулся с такой долгосрочной и ответственной работой, в которой очень строго соблюдались сроки исполнения. Приходилось постоянно подробно планировать все действия, иногда – на несколько месяцев вперёд.

Создание изолятора, в отличие от создания разрядника, далось нам относительно просто. Технологию изготовления изолятора мы не разрабатывали «с нуля», а взяли за основу разработки наших партнёров – немецкой фирмы LAPP. Кроме того, нам оказывали техническую поддержку некоторые российские производители полимерных изоляторов.

Сложности начались тогда, когда мы разрабатывали МКС и проводили её интеграцию с ребром изолятора. По результатам испытаний пришлось трижды кардинальным образом менять конструкцию ребра ПИРМК с полной переработкой всей документации и оснастки.

Не менее сложной задачей стало сохранение свойства изолятора при внедрении в его конструкцию разрядника. Необходимо было найти «золотую середину», при которой ПИРМК будет способен работать и как изолятор (надёжно изолировать токоведущие провода ВЛ в различных режимах работы сети переменного напряжения) и как разрядник (сохранять правильную координацию срабатывания всех рёбер с МКС при заданных параметрах молниевого воздействия). И всё это при различных неблагоприятных условиях воздействия окружающей среды (дождя, снега, загрязнений).

Поколение next

– Вы сказали, что производители изоляторов оказывали нам поддержку в создании ПИРМК. Но ведь мы делаем конкурентное изделие. Почему производители были столь лояльны?

– На самом деле, нашей целью не является конкуренция с производителями изоляторов. Нам важнее создать качественное устройство, которое наряду с функциями изолятора позволит обеспечить надёжную молниезащиту ВЛ. Ну, и, конечно, мы никогда не сможем конкурировать с ними в ценовой категории: конечная стоимость ПИРМК будет на порядок выше стоимости обычного изолятора.

– Почему ПИРМК дороже простых полимерных изоляторов?

– Обычный изолятор служит одной цели – изоляционному подвесу проводов. Он не имеет никаких дополнительных функций, что делает его конструкцию простой, а цену – минимальной. ПИРМК же снабжен дугогасящим элементом – мультикамерной системой. Наличие у ПИРМК дополнительной функции молниезащиты резко усложняет конструкцию, что и увеличивает его стоимость. ПИРМК – это четвёртое поколение полимерных изоляторов, «умный изолятор».

– ПИРМК сейчас уже находится в опытно-­промышленной эксплуатации?

– К сожалению, пока нет: мы недавно завершили приёмочные испытания и сейчас как раз работаем над подготовкой к ОПЭ. Ситуация такова: чтобы поставить ПИРМК в ОПЭ, нам требуется решить последнюю задачу, связанную с некоторыми доработками, направленными на повышение надежности гашения дуги сопровождающего тока. Мы уверены, что эту задачу решим в ближайшие месяцы, и до начала грозового сезона-2014 ОПЭ всё-таки начнётся.

Новый уровень

– Каковы итоги проекта – удалось ли достичь всех целей?

– Всех целей, обозначенных в ТЗ к проекту, мы достигли. Провели большую работу – создали замечательное устройство, имеющее вполне реальные преимущества перед конкурентами.

Создание ПИРМК для нашего небольшого коллектива было задачей более чем амбициозной. Никто никогда прежде не делал подобного. И я рад, что мне выпал шанс принять участие в этом проекте. Я убеждён, что ПИРМК, вне всякого сомнения, ждёт большое будущее, а у нас впереди – много сложных и интересных задач по совершенствованию его конструкции.

– Чему вы научились, участвуя в этом проекте?

– Я получил колоссальный опыт в проектной деятельности и в разработке нового устройства. Создание изоляторов – это сложная работа, которой занимаются большие компании. Мы пока стоим у самых истоков нового направления.

Работу над проектом я совмещал с написанием диссертации, которая послужила одним из индикаторов выполненной работы. По итогам проекта ПИРМК написаны две диссертации – моя и Евгения Калакутского. В ближайшее время нас ожидает защита. Пожелайте нам удачи (пока номер готовился к печати, состоялась защита диссертации Евгения Калакутского – прим.ред.)!

– Есть ли план дальнейшей работы над ПИРМК и другими проектами?

– Работы очень много. И планов тоже. В данный момент мы начали новый проект, который называется «доработка ПИРМК». Целью его является доведение конструкции устройства до пригодной для серийного производства. Как я уже говорил, ещё пока есть некоторые слабые места.

Проект по созданию РМК-10-И, руководителем которого я являюсь, находится на завершающей стадии. Также научная служба разрабатывает мультикамерный разрядник РМК-20-И.

На подходе – ещё два проекта, в которых я приму активное участие: это «Экран-разрядник на 35 кВ» (руководитель – Роман Зайналов) и большой проект «ИРМК на 330-500 кВ» (руководитель – Георгий Викторович Подпоркин).

Проектное решение

– Каким вы видите своё будущее в Компании сейчас, после завершения столь крупного проекта?

– Раньше я не мог чётко сформулировать, в какой именно роли я вижу себя в Компании «Стример», но благодаря проекту ПИРМК это видение сформировалось. Я осознал, что моя работа должна заключаться в реализации изделия от идеи до опытного образца, пригодного для постановки в серийное производство. Именно сейчас у меня сложилось чёткое представление обо всех этапах данного пути.

– При такой серьёзной нагрузке и ответственности надо хорошо отдыхать! Как любите проводить свободное время?

– На первом месте у меня, конечно же, семья, её укрепление. Она пока ещё совсем молодая и маленькая. Но мне есть на кого равняться: я имею в виду Ивана Вячеславовича (у него четверо детей), Георгия Викторовича и Андрея Золотых (у них по трое). Или абсолютного рекордсмена – Юрия Викторовича. У него – пятеро!

Ещё в этом году я стал преподавать борьбу в спортивной секции моего друга. Надо сказать, что это занятие мне очень по душе. Несмотря на то, что оно занимает большую часть моего свободного времени, радость, которую я получаю от успехов ребят, всё компенсирует. Ну а оставшиеся крохи свободного времени я стараюсь тратить на саморазвитие.

Как работает ПИРМК?

Рисунки Е.Енькина и Р.Зайналова

sun-1light-1light-2

Интервью опубликовано в печатной версии корпоративной газеты ОАО «НПО «Стример» LIfeStream (ноябрь 2013 г.).